Машина Апокалипсиса. Часть 2

Почему не «Нива»?

А действительно — машинка-то неплохая получилась. Почему бы не остановиться на этом отечественном не самом сложном и менее «ломучем», нежели ульяновские вездеходы, внедорожнике?

VAZ-NIVAПомните, мы рассматривали всех кандидатов по основным критериям — практичности и надежности. Вот первому «Нива» соответствует в очень малой степени.

Возьмем для начала действительно классную трехдверную модификацию. Всем хорош «коротыш» — сравнительной крепостью (про коррозию помолчим), отличной проходимостью, более-менее приемлемым расходом топлива. Однако эта машина предназначена летом для двух охотников с собаками, а зимой так и вовсе — для одного стрелка и одной собаки. Причем в первом случае запихнуть в багажник палатку и пару спальников уже проблематично. Какая уж тут практичность… Разве что в качестве разъездной или «небронированной разведовательно-дозорной» использовать — эдакий «НеБРДМ-2121».

Остаются удлиненные пятидверки и «шнивы». Здесь уже и с полезным пространством, особенно у первой, получше, и с устойчивостью на скользких покрытиях, и даже с комфортом передвижения по средним дорогам, поскольку «козления» практически не наблюдается. Но, как всегда, есть одно большое «НО».

Полметра дополнительной длины превратили ВАЗ-2131 в неплохой грузовичок, да и путешествовать на нем приятнее. Но они же сделали из верткого вездехода неповоротливую корову, с трудом маневрирующую что в забитых машинами дворах, что на лесных дорожках. Впрочем, все не так страшно — УАЗики в этом смысле вообще нечто особенное. Тем более, что есть еще и «Шеви-Нива», которую в подобном не упрекнешь. Роднит их одно: ОЧЕНЬ слабый двигатель — для этой массы и этих трансмиссий.

Те же 50 дополнительные сантиметров длины добавили пятидверке 240, а короткой вроде бы «шниве», тем не менее вытянувшейся на 30 см, — вообще 250 килограммов массы. К этой прибавке да моторчик бы новый, хотя бы 2-литровый 8-клапанник, чтобы на «низах» достаточную тягу сохранить.

В общем, реальная картинка получается следующая. Про обгоны и прочие резкие маневры на трассах распространяться не буду — не тема данной статьи. А вот там, где на «коротыше» я спокойно шел на 1-й передаче, а на «УАЗике» вообще на второй, на пятидверке приходилось включать пониженную. «Шеви» не намного отличалась от нее, хотя по маневренности выглядела, конечно-же, получше.

«УАЗик» — хит сезона катастроф

1341518749_uaz-469-1Речь, как ни странно, пойдет не о классических «козликах» — родственниках УАЗ-469, хотя и их сбрасывать со счетов не стоит. Просто в модельном ряду ульяновцев есть совершенно уникальный, не имеющий аналогов в мире автомобиль. Это так называемая «санитарка», «таблетка», в общем, называйте, как хотите, но по сути это микроавтобус повышенной проходимости УАЗ 452 (впоследствии 2206/3741/3909).

Нечто идеологически похожее выпускает и ряд немецких и итальянских производителей — внедорожное транспортное средство, предназначенное для сравнительно комфортной перевозки бойцов. Именно так, поскольку, как и отечественный «проходимец», это изначально чисто военные образцы. Аналогами их назвать трудно — цена в пять-десять раз выше, проходимость, правда, тоже, ведь в основе лежит не автомобильная платформа, а обычный колесный трактор.

Существует все же своеобразный угловатый аналог «санитарки» — «Land Rover 101 Forward control». Но это все же типичный легкий грузовик, несколько напоминающий чуть уменьшенную в размерах нашу «шишигу».

Вдоволь порулив на всех модификациях «УАЗа», я бы свой выбор остановил именно на «санитарке», как на практически готовом, даже в «стоке», автомобиле-экспедиционнике. С ними у меня были две проблемы:

— очень тяжело забираться на водительское место с жестко травмированными конечностями, а потом крутить дубовую баранку и выжимать такие же педали;

— затруднен доступ к двигателю, находящемуся под кабиной.

Из-за последнего не стоит применить крайне радикальный способ подогрева впускного коллектора посредством выплескивания на него банки кипятка. К этому, а также к предварительному прогреванию картера двигателя паяльной лампой с последующей прокруткой вала «кривым стартером» перед запуском приходилось прибегать в мороз под -55 градусов. Машины заводились без проблем! Аккумулятор, понятно, на ночь следовало уносить в тепло и антифриз использовать соответствующий.

Еще один «минус», переходящий в «плюс» — сдвинутые влево органы управления, в том числе рулевое колесо, из-за чего имеем постоянно отбитый левый локоть. Точно такой же подход реализован в «Дефендерах». Сделано это для улучшения бокового обзора с водительского места, когда стоит чуть наклонить голову, и сразу видно: ага, вон под водой здоровенный камень лежит, надо его объехать…

И еще один такой же «минус»: необходимость регулярно шприцевать множество узлов подвески. Казалось бы, сплошная морока, однако ни один подшипник или иной узел импортного серьезного внедорожника с так называемой пожизненной смазкой не выдержит регулярных водно-грязевых ванн. Смазка обязательно будет вымываться со всеми вытекающими последствиями. А «УАЗик» достаточно будет дополнительно прошприцевать после штурма. И все. Именно поэтому любители трофи-рейдов стараются врезать добрые старые советские «масленки» во все значимые места своих иномарок.

Немного о таких любителях экстремального бездорожья. У них действительно есть чему поучиться. В первую очередь приемам вождения и самоотверженности, готовности к работе на износ, а во вторую, подходу к подготовке своих машин. Но и здесь есть довольно серьезные «но».

Мой подход отличается кардинально, в основном из-за того, что для них все это развлечение, для меня — работа (плюс разного рода «калымы», плюс охота). К тому же спорт это коллективный. То есть если экстремалы ищут в непроходимых местах самое непроходимое, а потом радостно выкапывают и выдергивают застрявшую технику, то мне все время приходилось среди мрака кромешного находить единственно возможный путь. Не всегда это получалось. Иной раз машина бросалась на более-менее сухом месте, оборудование водружалось на горб и — вперед… Особенно весело, когда поздней-поздней осенью при переходе через речушку встречаешь на илистом «пляжике» отпечатки волчьих лап (хорошо, хоть не медвежьих), а руки заняты и оружия, кроме складешка, никакого нет.

Поэтому приходилось совершенствоваться больше не в приемах экстремально-грязевого вождения (хотя и это тоже), а в поиске обходных путей, протискивании между деревьями и прочем подобном. Вам, как потенциальному «выживальщику», также явно будет не до спортивного азарта — адреналина и без него хватит. Поэтому заранее ищите/изготавливайте картографические материалы, изучайте местность предполагаемого базирования и т.п.

Теперь о подготовке машин. Я уже говорил, что «санитарка», как бы она ни называлась (например, как на снимках, УАЗ-3909 «Фермер»), сама по себе, с завода, уже готова к подвигам. Опять же «подготовленные» для внедорожных покатушек машины, к сожалению, требуют совершенно нестандартных деталей, начиная от спецамортизаторов и заканчивая самоблокирующимися дифференциалами. Все это, во-первых, стоит недешево, а во-вторых, необходимо заказывать либо из-за рубежа, либо в специализированных центрах, либо у наших умельцев. Что нереально в условиях ПостАПа.

Тем не менее, некоторые улучшения в конструкцию можно внести, не прибегая к кардинальному вмешательству. Вот по этой ссылке можно познакомиться с творением Алексея Шпрингера из Новокузнецка. Там есть полный иллюстрированный рассказ обо всех новациях, которые он использовал, создавая свой «Сибирский Охотник» (на фото).

Sibirskiy-Ohotnik

Он и внешне-то не похож на монстров-экстремалов — обычный, вроде бы, «УАЗик», однако даже у него, на мой взгляд, некоторые переделки излишни для ряда случаев. Например, для не очень обводненных местностей нет особого смысла в шнорхеле и гофрированном отводе выхлопных газов. Если вы не собираетесь преодолевать реки глубиной более метра, без всего этого можно обойтись. Разве что на всякий пожарный…

Из действительно необходимого для любого региона:

— электровентилятор (не только для преодоления водных преград, но и для хорошего охлаждения двигателя на повышенных оборотах при медленном движении по песку и грязи);

— лебедка (без комментариев);

— шланги отвода газов на сапуны переднего и заднего мостов (вот они-то очень часто оказываются под водой, которая запросто при остановке может попасть в картеры).

Все остальное — по вашему кошельку и желанию. Но, по крайней мере, никакой-такой экзотики в «Сибирском Охотнике» вы не встретите.

А в общем за весьма разумные деньги можно прибрести замечательный аппарат. Действительно высокая проходимость, широко распространенные запчасти, неприхотливость, громадный салон с возможностью разнообразной трансформации, две печки и прочая, и прочая. Если его регулярно мыть, то даже пресловутой сквозной коррозии можно избегать многие годы, ну, а случись такое, сварщик с навыками учащегося ПТУ справится элементарно. Единственное, комфорт малость подгулял, особенно для водителя, например, кондиционер… Хотя, если есть хоть какая-то тяга к технике, наберите в поисковике что-нибудь вроде: кондиционер на базе элементов Пельтье. У него как раз питание на 12 вольт.

И все же: как выглядят на этом фоне остальные «УАЗики» — потомки 469-го и прочие «Патриоты»? Да, неплохие машинки, там даже кипяток на коллектор можно плескать, не боясь заполнить паром весь салон:). Но по сути абсолютное большинство целей и задач, с которыми они могут справиться, вполне можно отдать короткой «Ниве». А вот постАПовский «экспедиционник» на базе «санитарки» — машина действительно уникальная. На сем и остановимся, пожалуй.

 

Еще по теме:

Оставить комментарий

Облако тэгов
арбалет арбалет для охоты арбалет охота блочный арбалет воздушка воздушка для охоты все о пневматическом оружии выбор арбалета выбор воздушки выбор пневматики выбор пневматической винтовки дешевая воздушка дешевая пневматика история оружия какая пневматика мощная пневматика необычное оружие новинки pcp новинки оружие новинки оружие 2018 новинки пневматики новости оружие обзоры арбалетов обзоры пневматики оружейное законодательство оружие оружие 2018 охота с арбалетом охота с воздушкой охота с пневматикой охотничье пневматическое охотничья пневматика пневматика пневматика для охоты пневматика магнум пневматика супермагнум пневматическая винтовка пневматическая винтовка для охоты пневматическое оружие пневматическое ружье сайт пневматики стрельба из арбалета стрельба из пневматики характеристики арбалетов характеристики пневматики
Теперь мы ВКонтакте
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031