Машина Апокалипсиса

Как и в случае с Собакой Апокалипсиса, подбор кандидатов лучше бы начинать до, а не во время оного. Отметая в сторону автогламур, да и вообще все, именуемое «пузотерками», остается вести выбор среди внедорожников. За основу возьмем следующие критерии: практичность, надежность, ремонтопригодность, доступность запчастей и ГСМ.

Практичность

В этой номинации, несомненно, лидировать будут грузовики. Расчет прост: расход горючего на тонну перевозимого груза у любой бортовой машины с прожорливым устаревшим двигателем намного более оптимален, чем у самого современного пикапа, не говоря уже об универсале. 40 литров, затраченных на перевозку 5 тонн, куда оптимистичнее 15 литров на 700 килограммов.

Вопрос только в том, нужны ли вам эти тонны. Ну, если не ориентироваться на вывоз гипотетических «ништяков» из недальних вымерших городов. Или твердое намерение заняться где-нибудь в очень глубокой глубинке натуральным хозяйством, выращивая в товарных объемах зерновые для окрестных жителей. Во всех остальных случаях большая грузоподъемность будет явно избыточна для скромного коллектива. Да и сравнительно солидному сообществу вполне достаточно иметь одну грузовую машину на всех – лучше натаскать и складировать запчасти еще на две таких же, чтобы хватило надолго.

GAZ-SadkoЧто же касается конкретных моделей, то не в порядке истины в последней инстанции предложил бы что-нибудь из зиловских или газовских изделий. Только не так называемую «шишигу» ГАЗ-66. Тут ради проходимости в ущерб принесено все остальное – надежность, ремонтопригодность, экономичность и даже обычное удобство управления. Вполне неплохо зарекомендовали себя, что в армии, что на гражданке полноприводные старый добрый ЗиЛ-131 или современный «Садко» (на фото).

И даже полный привод не столь критичен. Кто помнит, знает, по каким дебрям лазали лет тридцать-сорок назад обычные «сто тридцатые зилки» и «пятьдесят вторые газоны». Они же на протяжении десятилетий были едва не единственными рабочими лошадками нашего села, где дорожный апокалипсис до сих пор дело привычное.

Надежность

А вот в эту категорию, пожалуй, стоит включить и все остальные. Ломаются абсолютно все машины, кто чаще, кто реже, но в экстремальных условиях победителем выйдет та, которую можно будет в случае чего починить с помощью кувалды, процедить удачно найденный в заброшенном складе бензинчик через тряпку и смело залить его в бак.

Начнем сравнивать.

В ужасе бегите от автомобилей, в описании которых присутствуют слова «высокотехнологичный» и «отвечающий всем требованиям Евро-4,5,6…». Особенно у последних двух все рабочие качества принесены в жертву требованиям экологии (бензин тоже нужен соответствующий, с соляркой проблем еще больше, да и требования к моторному маслу из-за конструкционных особенностей очень жесткие). Конечно, в мирной жизни мегаполиса обладание эдаким «зеленым смартфоном на колесиках» греет душу владельца, но даже сейчас в глубинке определенный риск имеется. Вариант же с обратной перепрошивкой того же старого доброго, но ныне «обэкологиченного» 6G72 у «Паджеро IV» на оригинальные для него Евро-3 и вырезанием «лишних» деталек :)) в условиях ПостАпа для неспециалистов, согласитесь, недоступен. Современные, что бензиновые, что дизельные агрегаты — вообще иная песня. Ныне на них переходит даже старая добрая Тойота (поинтересуйтесь, чем теперь оснащается новый «Land Cruiser 300»), про немцев и говорить не приходится.

Лет пятнадцать назад мне, поклоннику германских автомобилей, впервые пришлось близко столкнуться с таким произведением искусства. Обычный прокол колеса привел к непредвиденным трудностям и расходам. После установки запаски на дисплее загорелся негодующий сигнал, а снять код ошибки удалось только после неблизкой дороги до официального дилера и передачи оному удивительно нескромной суммы (правда, при этом удалось узнать «секрет» самостоятельного обнуления). Еще смешнее получилось после сигнала о падении уровня масла — вроде и дел-то на пять минут, но щуп у этой модели отсутствовал как класс, а, мать ее, нынешняя германская электроника, как позже выяснилось в сервисе, порой глючит не хуже китайской.

Это при том, что у более старых «немцев» или крайслеровских изделий даже перепрошивка управления двигателем не представляла никаких трудностей, а адаптер с программным обеспечением для ноута, позволяющим это проделывать, обошелся в три тысячи рублей. Потом, при смешном даже для «Нивы» пробеге, начались проблемы с «продвинутой» роботизированной коробкой и понеслось… Что делать с заглохшим из-за глюков интеллектуальной КПП движком где-нибудь на лесной дорожке – совершенно не представляю.

Танки во фраках

Гораздо привлекательнее выглядят более старые модели японских и американских производителей. Еще лет десять назад на тех же «Гранд Чероки» стояли ведущие свою родословную из 50-х годов аналоги моторов наших «Газ-52» и «Газ-53» — 6-ти и 8-цилиндровые, соответственно.

На фото –  горьковский и крайслеровский V8. Если у последнего убрать «лишние» шкивы (привод кондиционера и прочих буржуйских штучек), а также блок инжектора, то кровное родство моторов не подлежит сомнению.

Motors-GAZ-53-ZJ-V8

Вот такие и выбирайте – как можно меньше проводов, разъемов, всяких непонятных трубочек…

Нечто похожее использовали «Тойота» и «Ниссан». Никаких турбин, обычный распределенный впрыск, долговечность, неприхотливость, низкая степень сжатия, реальные, а не рекламные, показатели мощности и тягового усилия.

Системы привода тоже соответствовали: минимум электроники, никакого «интеллектуального» вмешательства в действия водителя, вроде внезапного подключения второго моста по сигналу с датчиков. Многие вообще использовали аналогичный уазовскому надежный и простой, как гвоздь, «PartTime». Про него, а также про действительно великолепные «Super Select» и «Selec Traс» рекомендую почитать в Интернете.

На этих машинах вы не найдете кошмарных вариаторов и роботизированных КПП. Будет либо классическая ручная коробка, либо отработанный за десятилетия дубовый гидромеханический автомат. Они при правильной эксплуатации ходят сотни тысяч километров, кроме того, имеют аварийный режим, позволяющий в случае чего добраться до дома.

Еще немного о трансмиссиях

Со старой доброй «механикой» все и так понятно, а вот в плане созданных на ее основе роботизированных агрегатов не так безоблачно. Дабы не разводить дискуссий с их поклонниками, замечу лишь, что даже усиленно продвигавший сии творения на рынок «Volkswagen» в последнее время на ряде моделей отказывается от них в пользу классический АКПП. Наверное, не случайно…

В принципе «роботы» можно встретить не только на легковушках и кроссоверах, но и, скажем, на мановских грузовиках, однако это скорее исключение из правил. А классические гидромеханические автоматы находят применение везде — от микролитражек до полноразмерных «джипов», коммерческого транспорта, включая автобусы, военной техники (тот же HMMWV, часто неправильно именуемый «Хаммером») и гигантских карьерных самосвалов.

Созданный когда-то как бюджетная альтернатива «автоматам» у городских автомобильчиков бесступенчатый вариатор, конечно, прошел большой путь на пути к совершенству. Однако так и остался вариатором, способным, да и то не без проблем, работать максимум на достаточно тяжеленьком, но все же кроссовере «Nissan Murano». Опять же, не вникая в технические подробности, замечу, что тот же «Ниссан», намучившись с данным агрегатом на  «Pathfinder» четвертого поколения (R52) и фактически потеряв для нее российский рынок, в пятой генерации модели вернулся к обычной АКПП. И очень правильно и своевременно сделал, теперь обновленный «Патфайндер» вполне сможет конкурировать с основным соперником — тойотовским «Хайлендером».

Слабое звено, или Не все насосы одинаково полезны

Но вернемся к «нормальным» :)) внедорожникам. По большому счету у них, кроме совсем уж древних, фактически музейных экспонатов с карбюраторами, есть одно слабое место – топливная система. Связано это не с конкретной моделью, а вообще с характерными особенностями системы питания. Сам по себе распределенный впрыск по простоте, неприхотливости и ремонтопригодности наголову превосходит как древний механический, так и современный непосредственный. Но и у него имеется ахиллесова пята.

Benzonasos-Toyota-UAZ

На фото: бензонасосы – почувствуйте разницу!

У карбюраторных двигателей в случае заправки некачественным бензином придется промыть и продуть сам карбюратор и топливную магистраль, включая примитивный мембранный бензонасос. Ну, еще слить всю гадость из бензобака и ополоснуть его. У инжекторного автомобиля основные элементы системы – электрический погружной бензонасос и форсунки – подлежат обязательной замене. Все остальное тоже придется промывать и продувать. Тему про качество Бензина Апокалипсиса будем открывать?

И тут, конечно же, остро встанет проблема оригинальных запчастей. Так, может, не искать более комфортабельные аналоги «УАЗа», а сразу обратить внимание на него? Тем более, что только там выпускают внедорожные микроавтобусы и полугрузовые автомобили, коим в мире аналогов не существует.

Давайте посвятим этому варианту отдельную статью – он того стоит, и назовем ее «Машина Апокалипсиса. Часть 2«. А там уже определимся с общими требованиями к подготовке и оборудованию выбранного нами автомобиля. Это общая тема, вне зависимости от марки и модели.

 

 

Оставить комментарий

Облако тэгов
арбалет арбалет для охоты арбалет охота блочный арбалет воздушка воздушка для охоты все о пневматическом оружии выбор арбалета выбор воздушки выбор пневматики выбор пневматической винтовки дешевая воздушка дешевая пневматика история оружия какая пневматика мощная пневматика необычное оружие новинки pcp новинки оружие новинки оружие 2018 новинки пневматики новости оружие обзоры арбалетов обзоры пневматики оружейное законодательство оружие оружие 2018 охота с арбалетом охота с воздушкой охота с пневматикой охотничье пневматическое охотничья пневматика пневматика пневматика для охоты пневматика магнум пневматика супермагнум пневматическая винтовка пневматическая винтовка для охоты пневматическое оружие пневматическое ружье сайт пневматики стрельба из арбалета стрельба из пневматики характеристики арбалетов характеристики пневматики
Теперь мы ВКонтакте
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031